Жители Донецка: "Меньше чем за год мы вернулись лет на 30-40 назад"

За год Донецкая и Луганская область лишились почти всего, что приносило доход как гражданам, так и государственному бюджету

11 мая 2014 года части территории Донбасса прошел так называемый "референдум", который стал отправной точкой для всех последующих событий в регионе. Уже трудно не заметить взаимосвязь между брошенным в урну "избирательным бюллетенем", отпечатанном на украденном принтере из облсовета, и жесткой вечерней артдуэлью между Донецком и Авдеевкой, Горловкой и Дзержинском, Мариуполем и Широкино. "Эффект бабочки" налицо, как и последствия массового обмана и самообмана – боевики, оккупация, блокада…

"Мы живем в какой-то кинохронике, – с горькой иронией говорят жители Донецка. – Словно смотришь старый выпуск международных новостей, а в нем боевики, наемники, геноцид, расстрелы, террористы, блокпосты, оккупация, блокада… Переводишь взгляд в окно – там то же самое. Меньше чем за год мы вернулись лет на 30-40 назад".

Реклама

Исход жителей

После "референдума", который мог бы войти в историю как самый стремительный (его результаты были оглашены через три часа после закрытия избирательных участков, хотя доставка бюллетеней с другого конца оккупированной области и в мирное время занимала около четырех часов), самый нелегитимный (отпечатанные бюллетени не имели степеней защиты, проголосовать можно было как за себя, так и за свою бабушку, соседа и умершего прадедушку) и самый неопределенный (вопрос "референдума" "Признаете ли вы акт независимости Донецкой народной республики?" добрая часть проголосовавших почему-то восприняла как "Хотите ли вы присоединения к России?" – об этом проголосовавшие заявляли на экзит-полах). Те факты, что избирательных участков было открыто ровно в три раза меньше, чем обычно, что очереди сошли на нет уже к двум часам дня, и до десяти вечера "избирательные комиссии" плевали в потолок от скуки – не смутили никого из участников процесса. По подсчетам "избирательной комиссии", почти 90% жителей оккупированных территорий Донбасса "захотели" в Россию.

__._

Реклама

Фото: Сегодня

После "референдума" из Донецка начался массовый исход граждан. Уезжали, в основном, молодые и трудоспособные, студенты и преподаватели, врачи и учителя, госслужащие, силовики, коммунальщики.

"До последнего мы надеялись, что все эти митинги, захваты зданий, толпы неадекватных людей – все это будет прекращено каким-то образом. Но после "референдума" стало ясно – прежней жизни уже не будет", – рассказал предприниматель Олег Еремичев

"Жить и работать в навязанных условиях "республики" я не собирался, потому что было понятно – существующая система рухнула, бизнес не выживет. После того как у моих партнеров "отжали" грузовик с алкоголем, а к нам в офис пришли ребята с автоматами и заявили, что забирают здание себе (это я цитирую), я принял решение уезжать. Мой бизнес в принципе позволяет мне работать с любой территории Украины, но здесь, в Донецке – мой дом, друзья, моя прежняя жизнь. Было трудно отрываться от этого, но у меня двое маленьких детей, и надо было думать о семье. Мы уехали в Киев. С трудом, но я снова настроил бизнес, сейчас работаю здесь и возвращаться пока не планирую. В моей прежней квартире живут друзья, у которых пострадал дом на поселке шахты "Октябрьская", – рассказал Олег Еремичев.

Реклама

Летом прошлого года в Донецке оставалось чуть более половины жителей – сказалась и эвакуация, и сезон отдыха. К осени многие вернулись, причем некоторые так и не смогли обжиться на новом месте или найти работу. Сейчас в городе – около 600 тысяч человек, хотя точную цифру никто не назовет.

Бизнес

За год Донецкая и Луганская область лишились почти всего, что приносило доход как гражданам, так и государственному бюджету. Не вынеся всех прелестей жизни в новоявленной "республике", крупные и средние предприятия решили закрыться от греха подальше. Сказалось несколько факторов: граница с подконтрольными Украине территориями и невозможность покупки-продажи товаров  и сырья, блокада финансовых потоков, отсутствие правил бизнеса как такового. Местные производители, к примеру, хлеба, молока, мясных изделий перерегистрировались в так называемой "ДНР" и производят продукцию, которую, конечно же, покупают те же местные жители.

Торговля с "внешними территориями" практически сошла на нет – блокада и дикие взятки на блокпостах сделали это дело неприбыльным и опасным

Россия не спешит торговать с непризнанной республикой, ограничиваясь поставками некоторых видов продуктов, но не в том количестве, которого бы хватало. При этом граница с Россией открыта, но фур с продуктами, напитками, одеждой и памперсами там не наблюдается. Только гумконвои раз в месяц, но их содержимое покрыто тайной, хотя боевики уверяют, что под брезентом фур – исключительно продукты.

cevtrqlw8aahfv1

Фото: Соцсети

Торговля идет вяло – банально не хватает денег. Предприятия стоят или работают вполсилы, связываться с непризнанными территориями никто не хочет. Некоторые работают на Украину и на так называемую "ДНР" одновременно, платя налоги туда и сюда. Инвестпроекты, капитальное строительство и ремонт дорог, усовершенствование инфраструктуры – обо всем этом можно забыть.

Инфраструктура

В сухом остатке периода "май 2014 – май 2015" Донецк имеет: разрушенный аэропорт и отсутствие авиасообщения, неиспользуемый железнодорожный вокзал и отсутствие жд-сообщения, изрытые гусеницами танков городские дороги – бывшая гордость Донецка, разрушенные здания и дома.

"Никто не задумывается о том, что люди пострадали от обстрелов и надо помочь им восстановить жилье", – говорит жительница Донецка Нина Егорчук

Дом женщины на Путиловке чудом остался цел. "Рядом со мной живут соседи, у которых нет крыши, нет окон – все выбито. Причем  стекла в окнах вылетели из-за того, что в двух метрах от дома боевики поставили пушку и стреляли из нее по аэропорту", – рассказывает Нина Егорчук.

____

Фото: ТАСС

Изуродованные осколками и взрывами дороги частично залатанные, частично зияют дырами. Киевский проспект кое-где подлатали, а вот дорога на пересечении улицы Молодых Шахтеров и Павла Поповича – разбита. Тут же стоят разбитые и сожженные остатки магазинов, которые с августа прошлого года никто не удосужился разобрать и вывезти. Та же ситуация и с Дворцом молодежи "Юность", пострадавшим от обстрелов, со зданием Донецкого молодежного центра на Калиновке, наполовину сгоревшем, и с многострадальным краеведческим музеем, который разрушен почти полностью. Только дончане-волонтеры прошлой осенью собрали и вывезли мусор оттуда, а разбирать завалы новые "власти" Донецка, видимо, не собираются. Какова судьба разрушенного боевиками Путиловского моста, остается только догадываться.

Школы, футбольные поля, рынки, здания, пострадавшие от обстрелов, молчаливо свидетельствуют о том, что навлечь войну в дом можно одним движением руки, в которой зажата нелепая бумажка с вопросом.

Боевики

Собственно война пришла в Донецк 26 мая – тогда в донецком аэропорту была проведена антитеррористическая спецоперация, там появились "киборги", Донецк превратился в постоянно действующую горячую точку, а наводнившие город боевики – получили повод для провокаций и стрельбы в произвольном направлении с неизменным "Донецк обстреляли из аэропорта!". При этом сами боевики находились едва ли в 500 метрах от места дислокации украинских военнослужащих.

"Вежливые люди", от которых сторонники ждали только молчаливого присутствия в городе, оказались не очень вежливыми.

К захватам зданий добавились захваты личного автотранспорта, зданий, квартир

В жилых кварталах появилась стреляющая военная техника, терриконы и лесопосадки оказались недоступны для мирных жителей – там были оборудованы огневые точки. Оказалось, что человек с автоматом в Донецке – царь и бог, и ежели царю угодно пострелять или побуянить, то всем надлежит смиренно ждать, когда это желание иссякнет. Инакомыслящих невежливо забирали в подвалы и СИЗО, украинская символика оказалась под запретом, при слове "Киев" можно было заработать звание "правосека" или "корректировщика огня украинской артиллерии". Все это и поныне сулит проблемы со здоровьем и жизнью.

Мешки с песком на заправках и возле входов в здания, огневые позиции, блокпосты в черте города, базы военной техники – дети уже разбираются в видах вооружениях, взрослые на слух определяют, откуда и куда идет стрельба.

319373-01-08

Фото: AFP

Социальная сфера

Можно уже сказать, что социалка отсутствует как таковая. Вопреки своим же заверениям, самопровозглашенные "республики" за год так и не смогли наладить ни выплату пенсий и пособий, ни работу за зарплату, ни финансирование социальных программ. Пенсии в самопровозглашенной "ДНР" обещали выплачивать с апреля, однако подвижек в этом направлении немного – неизвестный источник финансирования пенсионеров  неожиданно иссяк. При этом не спасают даже введенные в качестве второй валюты российские рубли.

Педагоги и врачи работают за "спасибо", частично – за зарплату один раз в три-четыре месяца и за деньги родственников, которые вынуждены оплачивать лечение и операции пациентов

При этом медицина у боевиков декларируется как бесплатная. Даже коммунальщики, которые показали себя с самой лучшей стороны и не дали превратить Донецк в груду мусора, работают почти бесплатно. За год они вряд ли видели свою зарплату больше пяти раз.

___

Очередь за пенсией. Фото: AFP

Школы и детские сады (те, что еще работают) вынуждены просить родителей оплачивать питание своих детей. К слову, в школах планируют вот-вот перейти на российскую программу обучения, но пока ограничились только переходом с 12-балльной шкалы оценивания к 5-балльной. "Российские учебники в Донецк уже завезли, но их очень мало, и на пару школ не хватит", – рассказал преподавательница Ирина Мась. Зато еженедельно в старших классах проводятся политинформации, на которых детям рассказывают о "светлом будущем "ДНР".

"Мы вам не верим"

За год дончане разучились верить кому бы то ни было, и в первую очередь – телевизору. "Ящики" показывают исключительно российские телеканалы, радио – только российские станции. "Мы теперь знаем курс доллара в Москве и погоду в Новосибирске, но не знаем, пойдет ли дождь в Донецке, – мрачно резюмирует дончанин Андрей Новиков. – Я год не слышал современной западной музыки ни на радио, ни на российских телеканалах. К нам не приезжают известные артисты, не показывают современное кино, театры гоняют старые спектакли, в музеях одно и то же. Зато звучат "мелодии старых лет", которые раньше бы и послушал разок-другой в ностальгии, а сейчас уже оскомину набило – "Любэ", Газманов, Кобзон, Вика Цыганова… Мы потеряли спорт – мы год без футбола, без нашего "Шахтера"! – потеряли искусство, нормальную жизнь и людей".

Привычные вещи в Донецке вдруг обрели статус труднодоступных или невыполнимых. Снять деньги с банковской карты невозможно – в городе нет ни одного банкомата. Надо ехать за пределы оккупированных территорий, а для этого нужен пропуск. Получить пропуск очень трудно и долго. Купить хорошую одежду, обувь, лекарства – практически нереально. 

"Никаких перспектив, будущего и понимания, что происходит. Разрушенный город и попытка выжить. Всего лишь за год... ", – с горечью говорит дончанин Евгений Раймин.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
ВСУ: главное
Подробнее
Хроника обстрелов
Больше об этом
Украинцы за границей
Узнать!
Дипломатический фронт
Больше новостей
"Разом нас багато"
Нас не подолати
Помощь во время войны
Больше новостей
Save Life
Советы врача
Наши деньги
Больше новостей
Life новости
Больше новостей
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63342.28

Bitcoin Cash (BCH)

459.48

Binance Coin (BNB)

583.42

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3091.31

Litecoin (LTC)

81.05

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,01
52,01
52,01
25,48
54,49
54,04
50,60
27,58
57,79
56,79
56,68
28,29
57,94
56,41
54,92
26,76
58,50
56,50
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,59
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
59,99
57,49
28,98
62,99
61,99
59,99
28,98
-
52,99
50,81
26,24
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять