Совет безопасности Нидерландов сегодня обнародовал результаты расследования катастрофы малайзийского "Боинга-777", выполнявшего рейс MH-17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур.
Международная группа экспертов, проводящая расследование причин крушения "Боинга" "Малайзийских авиалиний" на востоке Украины, пришла к выводу, что лайнер 17 июля 2014 года упал вследствие взрыва боевой части типа 9N314M, установленной на ракете серии 9М38, выпущенной ракетно-зенитным комплексом "Бук".
Видео: Youtube/Onderzoeksraad voor Veiligheid
Согласно докладу, ракета поразила кабину пилота с левой стороны. После взрыва ракеты головная часть самолета отделилась от фюзеляжа.
Фото: twitter.com/oivshina
Кроме того, группа экспертов определила территорию, на которой мог находиться зенитно-ракетный комплекс "Бук".
В результатах исследования обозначены несколько версий: по данным украинской стороны, по данным российской стороны, и более широкая площадь, с которой мог быть произведен выстрел – ее обозначили авторы исследования.
Эксперты отмечают, что невозможно определить точную позицию и угол запуска ракеты, а также ее скорость.
Ударная волна нанесла ущерб передней части судна, до 12,5 м от носа фюзеляжа. В результате взрыва и поражения самолет рассыпался в воздухе: кабина пилотов и пол салона бизнес-класса оторвались почти сразу и упали на землю. Остальная часть самолета продолжала лететь еще приблизительно 8,5 метров. Элементы верхней части самолета были оторваны потоками воздуха, скорость которых составляла около 900 км/час.
В ходе расследования катастрофы было установлено, что после взрыва ракеты, которая сбила "Боинг", часть пассажиров были еще живы, на них обнаружили кислородные маски. Оба пилота "Боинга" погибли сразу же после взрыва, в их телах были обнаружены фрагменты ракеты, выпущенной из ЗРК "Бук".
Кроме того, в результатах исследования говорится, что звук взрыва ракеты был зафиксирован микрофонами в самолете. На основе этих данных эксперты определили расстояние, на котором она находилась от лайнера.
Кроме того, Совбез Нидерландов пришел к выводу, что было достаточно оснований для закрытия воздушного пространства на территории восточной части Украины, где был сбит малазийский лайнер рейса МН-17.
"Ясно, что у Украины уже было достаточно оснований, чтобы закрыть воздушное пространство над восточной частью Украины в качестве меры предосторожности до 17 июля 2014 года. Ни одна из сторон не признала риски для полетов гражданских самолетов из-за вооруженного конфликта в восточной части Украины", – сказано в сообщении по случаю выпуска отчета Совбезом Нидерландов во вторник.
Детальнее с докладом можно ознакомиться в материале Сегодня.ua, а с полной версией, фото- и видеореконструкцией крушения – на сайте Совета безопасности.
Версия российского производителя "Буков"
Российский концерн "Алмаз-Антей", который занимается сборкой "Буков" сегодня провел пресс-конференцию, на которой были обнародованы данные натурного исследования, согласно которым выпущенная ЗРК "Бук" ракета разорвалась с левой стороны малазийского "Боинга-777".
"Осколок, который пришел к штурвалу командира самолета, а также в кресло командира экипажа, двигался практически прямо вдоль конструкции самолета. На основании анализа всех этих элементов мы пришли к выводу, что основная часть поражающих элементов двигалась вдоль конструкции самолета", — рассказал генеральный директор Ян Новиков.
По его словам, "при анализе мы обратили внимание, что крыло и часть левого стабилизатора имеют повреждения, фрагменты которых нанесены боевыми поражающими элементами, имеющими размеры 8-14 миллиметров, которые характерны для поражающих элементов ракеты "Бук"".
Подрыв ракеты произошел на расстоянии более 20 метров от левого двигателя малайзийского Boeing МН17, заявил журналистам советник генконструктора Концерна ПВО "Алмаз — Антей" Михаил Малышевский.
"По любой версии, которую бы ни рассматривала комиссия, левый двигатель находился на расстоянии более 20 метров от точки подрыва ракеты", — сказал Малышевский.
Часть повреждений малазийского "Боинга-777" вызвана разрушением элементов конструкции лайнера, также заявил Новиков.
"Наибольшие повреждения дополнительно могли быть нанесены уже разваливающимися элементами конструкции самолета — так называемые третичные повреждения", — сказал он.
По его словам, куски обшивки самолета могли попасть в двигатель и тем самым нанести дополнительные повреждения.
При этом, как заявляют в концерне, ракета, сбившая малазийский "Боинг" в небе над Украиной, была снята с вооружения российской армии в 2011 году.
"Нами доказано, что зенитной ракетой, сбившей "Боинг" в небе над Украиной, могла быть исключительно ракета 9М38 комплекса "Бук"... Последняя такая ракета была выпущена в Советском Союзе в 1986 году", — сказал Новиков.
По его словам, окончательный и безопасный срок данного типа ракет, с учетом всех продлений, был определен в 25 лет, после чего они были сняты с вооружения российской армии.
"Два последних эксперимента показали, что в случае поражения Boeing более современной ракетой 9М38М1 самолет бы имел огромное количество характерных повреждений в виде "бабочки", так как из 7 тысяч осколков каждый четвертый — это двутавр с наибольшей кинетической энергией", — указал гендиректор концерна — производителя систем "Бук".
Трибунал
Страны международной следственной группы по крушению Boeing над Украиной летом 2014 года прекратили усилия по учреждению трибунала через резолюцию Совбеза ООН. Об этом заявил посол Нидерландов в Москве Рон ван Дартел.
Среди альтернатив посол назвал расследование дела в Международном уголовном суде. Вторым вариантом, который рассматривают страны — участники следственной группы, является суд в одной из стран.
Как сообщалось, в конце сентября глава МИД Австралии Джули Бишоп не исключала повторного инициирования подачи проекта резолюции о создании трибунала. Она говорила, что такое предложение может быть подано, после того как официальное расследование крушения самолета завершится.
Бишоп тогда отмечала, что Бельгия, Нидерланды, Украина, Малайзия и Австралия рассматривают несколько основных сценариев: создание трибунала всеми пятью либо уголовные процессы в каждой из пострадавших стран.
Напомним, что пассажирский Boeing авиакомпании Malaysia Airlines потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком. Лайнер следовал рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, на его борту находились 298 человек, все они погибли.
Различные расследования подтвердили, что он был сбит из ракетной установки "Бук", с территории, которая находилась под контролем боевиков. Сама установка, по многочисленным свидетельствам, была завезена из России.
В июле Совбез ООН голосовал по резолюции о создании международного трибунала по крушению Boeing, однако Россия заблокировала это решением своим вето.
В июле 2015 года родственники погибших подали иск одного из лидеров боевиков Игоря Стрелкова. Его обвиняют в организации обстрела самолета и требуют компенсации на сумму $900 млн.
Читайте также:
- Последние переговоры пилотов "Боинга" MH17: расшифровка
- В МИД Украины пока не знают, как привлечь РФ к ответственности за сбитый "Боинг"
- Отчет по крушению "Боинга": главные результаты расследования Нидерландов
- Родные погибших в крушении Boeing могут подать иски к властям РФ и Украины
- Выводы нидерландских экспертов не помогут Украине доказать, что Россия причастна к крушению "Боинга" – эксперты