За помощь закону можно получить большой срок

2 апреля 2012, 10:28
Жизни человека, разоблачившего банду, теперь угрожает опасность, хотя уговаривая его дать показания, правоохранители обещали защиту.

Приговор. Юрий Нестеров (в зеленом свитере) ожидал от суда защиты, но получил 10,5 лет заключения... Фото: С. Николаев

Более двух лет назад был лишен защиты и арестован Юрий Нестеров —член "банды оборотней", которая была разоблачена благодаря его показаниям. Этот случай наиболее ярко демонстрирует недостатки закона о защите участников уголовного судопроизводства.

Этот закон действует вУкраине с 1993 года. Однако жизнь показывает, что большинство людей представляют себе его действие по западным фильмам и книгам. Там человеку, согласившемуся разоблачить мафию, меняют не только внешность, но и адрес, порой гражданство, покупают бизнес… И всю оставшуюся жизнь такого человека негласно охраняют правоохранители.

Реклама

Недостатки этого закона проявились в ходе предварительного и судебного расследования одного из самых резонансных дел в Украине — дела так называемых "оборотней". Эту банду разоблачили благодаря показаниям одного из ее членов — Юрия Нестерова, который согласился сотрудничать с оперативниками УБОП, а потом со следствием и судом в обмен на определенные гарантии, выданные ему от имени государства. И действительно, почти семь лет, с 2002 по 2009 год, Юрий находился на подписке о невыезде и под охраной сотрудников ГУБОП. Поначалу защиту к нему применили по решению ГПУ.

Потом, в 2005 году, соответствующее постановление вынес судья Апелляционного суда Киева Вячеслав Дзюбин. А 19 августа 2009 года Юрия, по непонятному письму из киевского батальона "Грифон" (судебная милиция, которая охраняла Нестерова всего несколько дней), тот же судья лишил защиты и арестовал. С тех пор и по сей день Нестеров под стражей. Единственный плюс — он пока находится в ИВС СБУ на "отдельном режиме содержания" (сидит в камере с бывшим временным администратором "Родовид-банка" Сергеем Щербиной, которого сейчас судят). А сам Юрий приговорен к 10,5 года лишения свободы. Вот так государство "рассчиталось" с человеком, согласившимся ему помочь в ликвидации опасной банды.

Видя такой пример, станут ли другие свидетели, подсудимые и пр. сотрудничать с представителями государства? Вопрос, похоже, риторический… Возможно, что-то изменится с принятием нового УПК, где будет статья "Сделка с правосудием". Пока же мы расскажем, кто занимается выполнением нынешнего закона и какие тут есть "подводные камни".

Реклама

ЧАСТЬ 2. Адвокат члена "банды оборотней": Государство не интересуется безопасностью потерпевших и свидетелей преступлений

ЧАСТЬ 3. Адвокат Юрия Нестерова: "Мы будем обращаться в Евросуд!"

ЧАСТЬ 4. Обещания члену "банды оборотней": подписка и условный срок

Реклама

ЧАСТЬ 5. Подразделение МВД "Грифон": от физической охраны до газового баллончика

ЗАКОН РАБОТАЕТ ПРОТИВ ЛЮДЕЙ

Правозащитник Эдуард Багиров:

— Закон о ЗУС у нас работает, но, к сожалению, против самих участников судопроизводства. Потому что применение его на практике отталкивает людей от сотрудничества со следствием и судом. Пример Нестерова всем известен. Но есть и другие. Ко мне однажды обратилась женщина, которой реально угрожали со стороны одного столичного депутата. Она обратилась в местную милицию и услышала: вот если вас побьют, мы вам поможем. А если убьют, найдем преступников… Тогда мы обратились к замглавы МВД. Он выслушал, дал команды, угроз, действительно, поубавилось, потому что о контроле МВД узнал депутат, но под охрану ее так и не взяли. Нет возможности… И правда, людей не хватает, мне офицеры одного из подразделений жаловались, что вскладчину… снимают конспиративную квартиру для свидетелей по резонансному делу. И на машину в сутки дают 10 литров бензина...

ОХРАНА — СПОСОБ СЛЕЖКИ


Алексей Подольский. Фото: А. Корчинский

Алексей Подольский, потерпевший по делу Алексея Пукача:

— Следователь ГПУ предлагал применить ко мне закон о ЗУС. Но я отказался — к тому времени Пукач уже был арестован и я не видел смысла в охране. Да и вообще я скептически отношусь к тому, как у нас выполняется этот закон. Я видел, как охраняли экс-майора Николая Мельниченко, когда он был в Украине. Это все так формально, разве что от хулиганов, но не от серьезных людей. К тому же, по моему убеждению, у нас наличие физической охраны — это способ более дешевой слежки за человеком. Не надо брать разрешения в суде, таиться, скрываться, приклеивать бороду и пр. Просто возьми человека под охрану и будешь знать о каждом его шаге.