Вину за гибель Ту-154 "Сибири" никто не хотел признавать

8 апреля 2011, 04:22
Причина катастрофы российского лайнера — на дне Черного моря.

10 лет со дня авиакатастрофы самолета Ту-154М

В этом году исполняется 10 лет авиакатастрофе самолета Ту-154М российской компании "Сибирь", летевшего из Тель-Авива в Новосибирск. Тайна событий 4 октября 2001-го до сих пор не раскрыта — она покоится под слоем ила на дне Черного моря. А виновные в гибели 66 пассажиров и 12 членов экипажа не только не найдены — неизвестны. Словно их и не было.

По официальной, никем не опровергнутой, но и не подтвержденной версии, самолет был случайно сбит украинским зенитно-ракетным комплексом С-200В в ходе военных учений ПВО в Крыму. Якобы пущенная на перехват беспилотника "Рейс" ракета успешно захватила и вела эту мишень, но затем вдруг перенацелилась на лайнер "Сибири" и сразила его, угробив воздушное судно вместе с людьми.

Реклама


По начальной версии. Ракета ЗРК С-200В взорвалась в 15 м от лайнера

По свежим следам военное руководство Украины опровергло причастность к инциденту, и лишь через несколько дней констатировало, что самолет сбил наш ЗРК. О том же заявил президент (тогда — Леонид Кучма). Это ставило точку в громком международном скандале, обязывая Украину взять на себя моральную и материальную ответственность за случившееся.

Состоялась серия украино-российско-израильских переговоров. Их участники выдвигали различные суммы выплат и за погибших, и за воздушное судно. Наконец, в 2004 году согласовали некий взаимоприемлемый, компромиссный вариант. Вкратце он выглядел так: наша страна добровольно выплачивает по $200 тысяч родственникам каждой жертвы в режиме экс гратиа (международно-правовая норма, предусматривающая выдачу компенсации без признания ответственности). А взамен представители потерпевших и владельца самолета отказываются от дальнейших судебных претензий к Украине.

Реклама


Обломки. То, что осталось от лайнера, поднимают на борт судна

Наше правительство выплатило деньги из госбюджета (многими этот гуманный акт был ошибочно расценен как признание вины), и история стала забываться. Но в том же 2004-м "Сибирь", как юридическое лицо, спохватилась: а кто заплатит за самолет? Обычно расходы покрывают страховые компании. Но "Сибирь" потребовала возмещения от Минобороны и Госказначейства Украины, оценив свои потери в $15,3 млн и направив иск в Хозяйственный суд Киева. Вплоть до прошлого года иск лежал мертвым грузом. Его и не думали рассматривать — ведь виновных следствие не нашло. А деньги выплатили лишь от щедрости душевной и из сострадания к жертвам... Полгода назад процесс все-таки начался. По настоянию россиян провели повторную комплексную экспертизу. Однако и она не установила причастности Украины к трагедии. Авиакомпания согласна уже на мировое соглашение, снизив сумму до $6 млн. Но суд снова объявил перерыв. И у "ракетной" версии все меньше сторонников, чем у "взрывной", имеющей якобы террористический след. Обе гипотезы, как и 10 лет назад, не подтверждены и не отвергнуты. Похоже, это устраивает всех.

— Зачем ворошить прошлое? — раздраженно произнес в трубку бывший член госкомиссии по расследованию катастрофы. — Людей не вернешь, самолет не восстановишь. Забудьте и не бередите раны...

Реклама


О них помнят. Родные жертв бросают в море цветы на месте трагедии 4 октября 2001 года

"ЭТО БЫЛ ТЕРАКТ!"

"Сегодня" беседовала со следователями Генпрокуратуры, в разное время расследовавшими это дело.

"Оно прекращено по статье 6, пункту 2 УПК — за отсутствием состава преступления, и это решение обосновано, — говорит "важняк" Сергей Антоненко. — Российская сторона отклоняла наши ходатайства, ссылаясь на секретность, либо не отвечала. Исследования поражающих элементов дают почву для версии о теракте на борту воздушного судна". "Объективных доказательств вины наших военных материалы дела не содержат, — заявляет и следователь Константин Седов. — Характер повреждений жертв свидетельствует, что они могли возникнуть внутри самолета, а не в результате попадания ракеты".

"ЭТО БЫЛА РАКЕТА, И ВСЕ!"

Представитель "Сибири", адвокат Александра Павленко считает, что Минобороны и Госказначейство Украины умышленно затягивают время, а суд им подыгрывает: "Все давно известно — лайнер с 78 людьми сбила украинская ракета. Это признали тогдашние президент Кучма, министр обороны Кузьмук, главком ПВО Ткачев. Вывод о поражении самолета украинской ракетой сделал и Межгосударственный авиакомитет. Под итоговым документом по материалам работы госкомиссии с украинской стороны стоят подписи 19 человек. Что еще нужно, чтобы удовлетворить иск авиакомпании? Но ответчики волокитят дело, а суд, отклоняя одно за другим наши ходатайства, идет у них на поводу".

Повторное комплексное исследование, проведенное Киевским НИИ судэкспертиз с привлечением Харьковского университета Воздушных сил имени Кожедуба, по мнению Павленко, "вызывает у людей сведущих либо стыд, либо смех". Дескать, там масса нестыковок-подтасовок, которые сами эксперты не в состоянии объяснить: "Прежде чем идти в судебное заседание, мы консультировались с опытными специалистами, и они дали грамотные заключения. А эксперты, которые отвечали на наши уточнения, были беспомощны". На упреки военных, что представители "Сибири" просто отрабатывают свои гонорары, выдавая черное за белое и наоборот, Павленко реагирует встречным: "Надо еще разобраться, кого упрекать — мне за это дело вообще не платят, тут уже пошло на принцип".

Больше о трагедиях — сегодня в 20.00 на телеканале "1+1" в проекте "Украина. История катастроф"