В Одессе в ЧП с неприятным запахом винят сероводород и мертвую рыбу

10 сентября 2008, 19:13
Версии. Городские власти и экологи до сих пор не знают причину и не могут назвать источник неприятного запаха.

Большой выброс сероводорода со дна Черного моря — такой была официальная версия смрада, который испугал сотни тысяч одесситов, распространившись с северным ветром во второй половине вторника. От вони, похожей на кошачьи пакости, люди спасались, кто во что горазд. А к концу дня в городе невозможно было отыскать открытой форточки — одесситы задраили окна и гадали, что могло быть причиной вони. Перезваниваясь, горожане выдвигали разные версии ЧП с неприятным запахом. Чаще всего грешили на припортовый завод в Южном, где находится перевалочный комплекс аммиака, одесский нефтеперерабатывающий завод на Шкодовой горе, газовый комплекс в Ильичевске и одесский торговый порт, куда со всего мира прибывает огромной количество контейнеров и цистерн с химически активными веществами.

Увы, но ведомства, которые отвечают за охрану окружающей среды, оказались не на высоте. В первые часы ЧП их представители объясняли смрад каждый по-своему. К примеру, представитель МЧС говорил о том, что запах идет с полей орошения, где разлагаются удобрения. При этом спасатели просили не волноваться и советовали закрывать все окна и не выходить на улицу. Позже в МЧС заговорили о сероводороде. По словам помощника начальника городского управления МЧС Дениса Костенко концентрация газа в воздухе не превышает допустимых норм и не угрожает здоровью одесситов. Источник запаха, по мнению сотрудника МЧС, находится где-то в районе коньячного завода. Но указать точные координаты места прорыва газа Денис Костенко не мог.

Реклама

Удивляли и слова замначальника управления охраны окружающей среды Одесской области Олега Вахрушева. "Запах мы ощущаем, но причину его возникновения пока не знаем. Мы ищем среди предприятий области возможного виновника. Как только найдем, к предприятию будут применены все возможные штрафные санкции, вплоть до закрытия предприятия", — рапортовал госслужащий.

Что касается "аммиачной версии", то руководство предприятия его сразу полностью опровергло в официальном обращении к СМИ еще во вторник.

Опровергли свою причастность к "дурному запаху" в Южной Пальмире и начальник Ильичевского порта Геннадий Скворцов и помощник директора НПЗ Алексей Бибик. Последний же рассказал о том, что в ночь с 9 на 10 сентября к ним на предприятие приезжали из гориспоклома, чтобы убедиться, что "несет" не от НПЗ.

Реклама

Грешили одесситы и на китайское судно в одесском порту. Поскольку накануне там была обнаружена утечка химически-активного вещества кремний-тетрахлорид. Тем не менее, судно было срочно выведено из порта и отправилось в сторону Констанцы. В Одесском порту категорически отрицают, что на территории предприятия была утечка химических веществ. "В порту и в акватории нет судов и грузов, которые представляют опасность для здоровья одесситов", – сказала пресс-секретарь предприятия Елена Гиряева.

По состоянию на вечер 10 сентября ясного ответа на вопрос, что стало причиной "газовой атаки на Одессу" не было ни у кого.

Все сошлись на том, что ЧП якобы носит природный характер — со дна моря поднялся сероводород. При этом чиновники успокаивали горожан тем, что такое происходит каждый год и волноваться не стоит. Однако припомнить, когда такой выброс был в последний раз, никто из них не удосужился.

Реклама

Категорически не согласен с объяснением ЧП директор Одесского филиала Института биологии южных морей Борис Александров. Он уверен, что если бы причиной смрада был сероводород, то в таком случае одесские берега были бы усеяны дохлой рыбой, а в воздухе бы вообще не ощущалось запаха.

ПЕРШИЛО В ГОРЛЕ

Несмотря на то что многие одесситы жаловались на першение в горле, пострадавших от неведомого газа, по словам главного врача городской скорой помощи Петра Жожуленко, в Одессе зафиксировано не было. "Люди лишь звонили узнать, что происходит, но за медицинской помощью никто не обращался", — сказал он. А начальник Госуправления охраны окружающей природной среды области Виталий Примак рассказал, что дабы быть готовыми к таким катаклизмам, нужно тщательно изучать ГО. А самый простой и действенный способ — закрывать окна и двери в помещениях. Тем не менее он наставиал на том, что концентрация сероводорода в атмосфере не превышала норм, так что и спасаться от напасти было рано.

Александр Сибирцев, Алексей Ткаченко, Олеся Мороз