Пассажиры злосчастного испанского лайнера смотрели на пламя в иллюминаторы

21 августа 2008, 17:43
За минуту до взрыва самолета люди еще не понимали, что происходит.

Место катастрофы. Фото elmundo.es

По уточненным данным, 153 человека погибли в среду 20 августа в результате крушения принадлежавшего испанской авиакомпании Spanair самолета в мадридском аэропорту Барахас. Всего по данным компании на борту рейса JK 5022, направлявшегося на Канарские острова, находилось 10 членов экипажа и 162 пассажира, в том числе 20 детей и двое младенцев. Список пассажиров "адского рейса", как окрестила его испанская пресса, уже вывешен на сайте компании. Из 172 человек, большинство из которых граждане Испании, выжить удалось лишь 19-ти. В их числе по предварительным данным четверо немцев, два шведа, чилиец и колумбиец. Министр развития Испании Магдалена Альварес утверждает, что опознание погибших может занять очень много времени — многие тела обгорели до неузнаваемости, и их идентификацию приходится производить с помощью ДНК.

Трагедия произошла в среду в 12:45 по Гринвичскому времени (14:45 по киевскому). В момент взлета левый двигатель лайнера McDonnell Douglas 82 загорелся, после чего самолет, отклонившись в правую от взлетной полосы сторону, взорвался. Место крушения, по словам прибывших спасателей, было буквально усыпано обломками, в которых фактически невозможно было распознать самолет. Между ними повсюду лежали обгоревшие тела. Из-за дыма и огня, которые были видны на десятки километров от аэропорта, добраться к ним удалось не сразу.

Реклама

Причины трагедии выясняются. Уже найдены оба черных ящика, находившихся в самолете. Пока Альварес официально озвучила лишь одну причину катастрофы — "ошибка при взлете", и категорически отвергла версию теракта. Тем не менее, многие эксперты утверждают, что одно только возгорание двигателя не могло стать причиной катастрофы такого масштаба. Кроме того, основания не исключать версию теракта дают и показания немногих выживших пассажиров рейса. Они утверждают, что примерно через минуту после того, как находившиеся на борту увидели пламя из иллюминаторов, раздался взрыв, после которого самолет и разлетелся на куски. Выжившие рассказали журналистам CNN, что до того, как прозвучал взрыв, самолет уже успел подняться в воздух примерно на 200 метров, и с борта самолета им казалось, что пилоты пытаются посадить самолет — он не падал, а плавно снижался.

Существует также версия технической неисправности лайнера MD82. Как стало известно, рейс вылетел с часовым опозданием — после того, как в назначенное время самолет вышел на взлетную полосу, его вернули для устранения обнаруженной пилотом небольшой технической неполадки — неисправности датчика температуры за бортом. Координатор полетов аэропорта Барахаса Хавьер Фернандес Гарсиа рассказал испанским журналистам, что разбившийся самолет дважды по неясным причинам дважды не смог подняться в воздух. Представители Spanair утверждают, что 15-летний самолет, купленный ею 9 лет назад у авиакомпании Korean Air, был исправен, и ранее в этом году был произведен его капитальный ремонт.

ИСПАНСКИЕ КАТАСТРОФЫ

Реклама

Произошедшая в среду авиакатастрофа — серьезнейшая в Испании за последние 25 лет. Последняя авария такого масштаба произошла здесь 27 ноября 1983 года. В том же мадридском аэропорту "Барахас" разбился, заходя на посадку, лайнер Boeing 747, принадлежавший колумбийской авиакомпании Avianca. В результате катастрофы погибло 180 человек.

Двумя годами позже, в 1985-м, Boeing 727 авиакомпании Iberia разбился неподалеку от Бильбао, унеся жизни 148 человек.

Самым же трагичным в историю испанской гражданской авиации стал день 27 марта 1977 года, когда на Канарских островах в аэропорту "Тенерифе" столкнулось два лайнера Boeing 747. В авиакатастрофе погибло в общей сложности 583 человека.

Реклама

АВГУСТ — КРИТИЧЕСКИЙ МЕСЯЦ ДЛЯ ПОЛЕТОВ

Катастрофа в Мадриде стала крупнейшей из произошедших в Европе со времени крушения в 2006 году российского самолета Ту-154, принадлежавшего авиакомпании "Пулково" (теперь ГТК Россия). 22 августа 2006 года российский лайнер, выполняя рейс Анапа-Санкт-Петербург, попал в грозовой фронт и потерпел крушение в 45 км севернее Донецка в районе поселка Сухая Балка. Hа борту самолета находились 160 пассажиров и 10 членов экипажа. Все они погибли. Только в июле этого года суд города Москвы начал рассматривать предъявленные родственниками погибших иски о выплате компенсаций по договору страхования.

Астрологи едины во мнение, что август для авиации — едва ли ней самый опасный месяц в году. "Конец лета — самый кризисный в этом отношении период, — заявила "Сегодня" специалист Астрологического центра Павла Глобы Елена Калантрова. — Все потому, что в этот период наблюдается очень мощный метеорный поток — Аквариды. Его радиант — центр, из которого он исходит, находится в созвездии Водолея. А Водолей, всем известно, очень тесно связан с авиацией и влияет на нее. Плюс играет роль происхождение потока — он "потянулся" вслед за кометой Галлея, которая для людей — знаковая". В судьбе мадридского самолета, говорит Калантрова, фатальную роль сыграли и произошедшие в нынешнем августе солнечное и лунное затмение — они меняют характеристики магнитного поля земли, на котором завязаны и приборы, и деятельность человеческого организма. "Вероятность ошибок и отказов оборудования, как и проблемы с функционированием организма вырастает в разы, — говорит астролог. — Это не значит, что все самолеты в августе непременно должны разбиваться — ведь накладываются еще личные гороскопы людей, авиакомпаний. Но вообще период июль-августа — критический для полетов. Вспомните даже Скныловскую трагедию (случилась 27 июля 2002 года — Авт.)".