Качиньского сажал штурман, налетавший 30 часов

21 мая 2010, 07:44
Россияне возлагают ответственность на пилотов, поляки считают, что часть вины лежит на диспетчере.

Обнародованные в среду первые выводы комиссии по расследованию авиакатастрофы 10 апреля под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского вызвали разногласия у российских и польских экспертов.

Выводы российской стороны сводятся к тому, что, скорее всего, виноваты пилоты лайнера, проигнорировавшие рекомендацию диспетчеров уйти на другой аэродром, не исключено, что под давлением двух посторонних, находившихся во время катастрофы в пилотской кабине, — директора дипломатического протокола МИД Польши Мариуша Казана и командующего ВВС Польши генерала Анджея Блазика. Именно их голоса зафиксировали пленки речевого самописца.

Реклама

Россияне указывают и на неопытность экипажа. Штурман, контролировавший высоту по радиовысотомеру (определяет расстояние до земли по отраженному от нее радиосигналу), не смог определить наличие довольно пологого и длинного рва поперек посадочного курса, и, увидев, что земля уходит вниз, заявил, что они идут выше курса. Командир увеличил вертикальную скорость снижения вдвое, хотя диспетчер кричал: "Горизонт!", что значит — срочно прекратить снижение и перейти в горизонтальный полет. Но экипаж был занят визуальным поиском земли и опомнился, увидев березу прямо по курсу, но было уже поздно.

Польские участники расследования полагают, что часть вины лежит и на российском диспетчере. Его команда: "Сто первый, горизонт!" — прозвучала слишком поздно, когда самолет уже опустился ниже стометровой высоты принятия решения. Российские эксперты отмечают, что диспетчер просто не успевал отслеживать метку из-за быстрого снижения самолета.

НЕ ХВАТИЛО ОПЫТА. Экипаж был сформирован всего за пару дней до трагедии. Командир налетал в своей должности 530 часов, второй пилот — 160, бортинженер — 235, а штурман — 30. Возможно, из-за неопытности пилот, заходя на посадку по неточной навигационной системе, перешел на автопилот, что нельзя.

Реклама