История "Боинга-777" от крушения до результатов расследования

14 октября 2015, 09:18
13 октября Совбез Нидерландов обнародовал результаты расследования падения малайзийского самолета на Донбассе

Малайзийский "Боинг-777" потерпел крушение 17 июля 2014 года. Фото: AFP

17 июля 2014 года поблизости города Торез Донецкой области потерпел крушение "Боинг 777" Малайзийских авиалиний, следовавший рейсом MH-17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур.

В результате крушения погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Пассажирами рейса были граждане 10 стран – Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады и Новой Зеландии. Больше всех погибло голландцев – 196.

Реклама

Видео: Youtube/Billy Six

Реклама

На месте крушения. Фото: AFP

Фото: BULENT KILIC

Реклама

Согласно опубликованным переговорам украинских и российских диспетчеров, экипаж разбившегося лайнера не подавал сигналов тревоги, не сообщал ни о каких проблемах и не опускался ниже предельно допустимой высоты (на тот момент воздушное пространство над Украиной было закрыто ниже отметки 9800 метров).

Из переговоров диспетчеров и пилотов МН17:

13.15. 19

"МН17  Днепропетровск: Днепр Радар, малайзийские один семь, уровень полета 330 (воздушный эшелон 330 соответствует высоте 10 500 метров —  ред.).

Днепропетровск к МН17: малайзийские один семь. Днепр Радар, добрый день, радарный контакт".

13.19.21

"Ростов к Днепропетровск: итак, Днепр, Ростов один. Можете дать курс для малайзийских в Ростов <…>

Днепропетровск к Ростов: Для малайзийских, которые семнадцать?

Ростов к Днепропетровск: Да <…>

13.19.49

Днепропетровск к МН17: малайзийский один семь, в связи с трафиком следуйте в точку <…> RND

13.19.56

Днепропетровск к МН17: RND, малайзийские один семь

13.21.10

Днепропетровск к МН17: малайзийские один семь, вы меня слышите? Малайзийские один семь, Днепропетровская вышка.

13.22.05

Ростов: Слушаю вас, это Ростов.

Днепропетровск: Ростов, вы наблюдаете малайзийский <…>

Ростов: Нет, похоже, что объект начал распадаться".

Позже Служба безопасности Украины обнародовала запись телефонных переговоров боевиков  за 2 минуты до того, как был сбит "Боинг-777".

 

Видео: Youtube/Служба безпеки України

"Запись, в частности, доказывает, что боевики из группы подполковника ГРУ Генштаба Вооруженных сил РФ Игоря Безлера ("Беса") знали о приближении самолета. Подчиненные доложили "Бесу" что самолет, приближается, после чего он дал команду сообщить об этом вышестоящему руководству", – говорится в сообщении ведомства.

После крушения самолета в сеть попали кадры, снятые самим боевиками, на месте трагедии сразу после нее.

Видео: Youtube/Marginalia

На видео, скриншоты из которого опубликованы, записаны первые минуты после обнаружения сбитого коммерческого авиалайнера боевиками. На них видно, как боевики фотографируют останки погибших пассажиров, а также осматривают их личные вещи.

Расследование катастрофы возглавили Нидерланды. Генпрокуратура Нидерландов проводит уголовное расследование крушения авиалайнера, призванное выявить конкретных виновных в трагедии. В этом процессе задействованы следователи из Нидерландов, Малайзии, Бельгии, Австралии и Украины.

В течение долгого времени на месте крушения лайнера работали международные специалисты и представители ОБСЕ, которые собирали останки. Фото: AFP

Параллельно под эгидой Совета по безопасности Нидерландов проводилось второе расследование, нацеленное на выявление технических причин катастрофы. В этом расследовании участвуют представители России, Малайзии, США, Великобритании, Австралии и Нидерландов.

В Украине работали 240 экспертов, расследующих катастрофу "Боинга-777". Фото: AFP

Сегодня доклад с результатами этого расследования был обнародован. Международная группа экспертов пришла к выводу, что лайнер 17 июля 2014 года упал вследствие взрыва боевой части типа 9N314M, установленной на ракете серии 9М38, выпущенной ракетно-зенитным комплексом "Бук".

Видео: Youtube/Onderzoeksraad voor Veiligheid

Согласно докладу, ракета поразила кабину пилота с левой стороны. Ударная волна нанесла ущерб передней части судна, до 12,5 м от носа фюзеляжа. В результате взрыва и поражения самолет рассыпался в воздухе: кабина пилотов и пол салона бизнес-класса оторвались почти сразу и упали на землю. Остальная часть самолета продолжала лететь еще приблизительно 8,5 метров. Элементы верхней части самолета были оторваны потоками воздуха, скорость которых составляла около 900 км/час.

В ходе расследования катастрофы было установлено, что после взрыва ракеты, которая сбила "Боинг", часть пассажиров были еще живы, на них обнаружили кислородные маски. Оба пилота "Боинга" погибли сразу же после взрыва, в их телах были обнаружены фрагменты ракеты, выпущенной из ЗРК "Бук".

Кроме того, в результатах исследования говорится, что звук взрыва ракеты был зафиксирован микрофонами в самолете. На основе этих данных эксперты определили расстояние, на котором она находилась от лайнера.

Группа экспертов также определила территорию, на которой мог находиться зенитно-ракетный комплекс "Бук".

В результатах исследования обозначены несколько версий: по данным украинской стороны, по данным российской стороны, и более широкая площадь, с которой мог быть произведен выстрел – ее обозначили авторы исследования.

Кроме того, Совбез Нидерландов пришел к выводу, что было достаточно оснований для закрытия воздушного пространства на территории восточной части Украины, где был сбит малазийский лайнер рейса МН-17.

Доклад своего расследования 8 октября опубликовала и экспертно-журналистская группа Bellingcat, специализирующаяся на проведении расследований по открытым источникам. В нем объединены данные, собранные группой в течение года после крушения самолета "Малазийских авиалиний" под Донецком.

В докладе Bellingcat говорится, что 17 июля 2014 года установка "Бук" была перевезена на грузовике из Донецка в Снежное, а затем своим ходом отправилась к югу от Снежного. Оттуда, говорится в докладе, около 16:20 по местному времени была запущена ракета, сбившая самолет "Малайзийских авиалиний".

Эксперты подчеркивают, что замеченный в районе Снежного "Бук" — российского происхождения. Согласно выводам Bellingcat, комплекс, многочисленные фотографии которого были сделаны на территории Украины, находился до этого в составе 53-й зенитно-ракетной бригады, которая дислоцируется недалеко от Курска.

В докладе установка условно именуется "Бук 3х2" — по надписи на правом борту. По данным Bellingcat, похожая на "Бук 3х2" машина была в составе военного конвоя, следовавшего из Курска в Миллерово (Ростовская область) в июне 2014 года.

В качестве доказательств идентичности "Бука" замеченного в районе Снежного 17 июля 2014 года и установки этого же типа, сфотографированной на территории России в июне, приводятся несколько фотографий.

На снимках из России (справа) и Украины (слева), геолокацию которых удалось подтвердить Bellingcat, на "Буке 3х2" видны схожие погрузочные маркировки, сохранившиеся элементы номера и белая краска на щитке гусеницы в одних и тех же местах.

"В ходе изучения командой Bellingcat множества наблюдений "Буков" стало ясно, что резиновые щитки над гусеницами "Буков" со временем получают повреждения, и эти повреждения создают уникальный "отпечаток пальцев", который позволяет сопоставить "Буки" на разных фотографиях. В случае Бука "3х2" и фотографии "Бука" Paris Match в Донецке щитки гусениц были практически идентичны", — говорится в докладе.

В Bellingcat также утверждают, что им удалось установить личности четырех человек, которые могли вести машину, транспортировавшую Бук "3х2". Информацию, опубликованную на сайте экспертно-журналистской группы, а также еще неопубликованные данные Bellingcat передал Международной следственной группе, расследующей катастрофу MH17.

Россия, со своей стороны, также провела расследование. Российский концерн "Алмаз-Антей", который занимается сборкой "Буков", установил, что причиной крушения лайнера стала ракета 9М38 комплекса "Бук".

Концерн сегодня обнародовал данные натурного исследования, согласно которым выпущенная ЗРК "Бук" ракета разорвалась с левой стороны малазийского "Боинга-777". Часть повреждений малазийского "Боинга-777" вызвана разрушением элементов конструкции лайнера, заявили в концерне.

Видео: Youtube/Marginalia

При этом в России заявили, что такие ракеты были сняты с вооружения российской армии в 2011 году.

"Нами доказано, что зенитной ракетой, сбившей "Боинг" в небе над Украиной, могла быть исключительно ракета 9М38 комплекса "Бук"... Последняя такая ракета была выпущена в Советском Союзе в 1986 году", — сказал Новиков.

Фото: BULENT KILIC

После катастрофы Малайзия внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала по расследованию дела о сбитом "Боинге" в Украине.

За создание трибунала для судебного преследования лиц, виновных в гибели малайзийского "Боинга" в Донбассе выступали пять стран — Нидерланды, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина.

Однако, создание трибунала ветировала Россия и страны международной следственной группы прекратили усилия по учреждению трибунала через резолюцию Совбеза ООН. Об этом заявил посол Нидерландов в Москве Рон ван Дартел.

Среди альтернатив посол назвал расследование дела в Международном уголовном суде. Вторым вариантом, который рассматривают страны — участники следственной группы, является суд в одной из стран.

Как сообщалось, в конце сентября глава МИД Австралии Джули Бишоп не исключала повторного инициирования подачи проекта резолюции о создании трибунала. Она говорила, что такое предложение может быть подано, после того как официальное расследование крушения самолета завершится.

Бишоп тогда отмечала, что Бельгия, Нидерланды, Украина, Малайзия и Австралия рассматривают несколько основных сценариев: создание трибунала всеми пятью либо уголовные процессы в каждой из пострадавших стран.

Фото: AFP

Виновник трагедии с лайнером на Донбассе пока не установлен – это не относится к юрисдикции Совбеза Нидерландов.

Тем временем родственники погибших при крушении самолета подали иск на $900 млн к бывшему министру обороны самопровозглашенной "Донецкой народной республики" Игорю Стрелкову. Иск от лица 18 семей погибших был подан в один из судов Чикаго.