Селяне впали в ступор: за затопленный дом дают пару тысяч гривен

31 июля 2008, 18:17
Потоп унес у матери сразу троих ребятишек. Помощь в село пришла лишь через 14 часов после начала ЧП

Улицы-реки. В Могилев-Подольском Винницкой области можно передвигаться только на лодке. Фото PHL

Огромное горе пережила 40-летняя Елена Иваночко из села Прутивка на Ивано-Франковщине. Потоп унес жизни сразу троих ее детей – 10-летней Инны, 8-летнего Васи и 2-летней Тани. Лодка, на которой сестер и брата вывозили из затопленного села, перевернулась и дети утонули. Кроме них, погибло еще двое детей и трое взрослых, пытавшихся эвакуироваться на битком набитой лодке. За раз ушли из жизни 8 человек! Селяне уверены, что трагедии можно было избежать, если бы помощь подоспела вовремя. "Спасателей мы дождались только к вечеру, через 14 часов после того, как начался потоп! Поэтому спасались сами, как могли", — сокрушается сельский фельдшер Калина Ивасюк.

"Детки мои, пташечки дорогие! Беда какая! – громко рыдает потерявшая троих детей Елена. — Сердце почувствовало беду еще по дороге на базар, душа заныла, и я помчалась домой на автобусе объездными путями. Добралась к вечеру, а на подъезде к селу поврежденный потопом мост перекрыла милиция. Я их умоляла: там мои дети, пустите меня! А они не пускали. Люди шептались — они-то уже знали, что случилась беда. Но ничего мне не сказали. А деток моих уже искали спасатели. Сначала нашли тельце Васеньки, а потом девочек".

Реклама

Иваночко — многодетная мать, у нее шестеро детей. Когда на село обрушился поток вышедшей из берегов горной реки Прут, женщины дома не было. С самого утра она уехала на базар в Ворохту продавать огурцы и лук (семья бедствовала и жила только с этого). Дома оставались ее гражданский муж Андрей и четверо детей, 5-летняя Маша была у родителей Андрея в другом селе, а самого маленького, 3-месячного Петю женщина оставила соседке Наташе. Когда село начало резко затапливать, в дом к Иваночко прибежала запыхавшаяся 61-летняя соседка Мирослава Голей, за которой приехал на моторной лодке зять. Она в первую очередь бросилась спасать соседских детей и приказала растерявшемуся Андрею следовать за ней. Грудного Петю соседка Наташа не отдала, забралась с ним на чердак дома и просидела там, пока потоп не отступил.

"Лодка проплыла по разбушевавшейся реке метров 400, до спасительной суши оставалось каких-нибудь 100 метров, когда вдруг лодка зацепилась за колоду и перекинулась, — с ужасом вспоминает трагедию Калина Ивасюк. — Люди с криками выпали, а тут еще течение, многих начало уносить. Кроме трех детей Иваночко, ее племянник — 11-летний Степан, сын сестры ее Анны. Женщина спасала корову, а сына передала односельчанам в лодку, чтоб его увезли в безопасное место. Погибла 21-летняя медсестра-красавица Оксана Пшик с 2-летним сыном Васей. Пошла ко дну и соседка Мирослава Иваночко — ее потянули за собой дети".

В селе в трагедии, постигшей Западную Украину, винят власть. "Сельский священник на похоронах утонувших детей так и сказал: беду можно было предупредить, помощь пришла слишком поздно, — не сдерживая слез рассказывает Калина Ивасюк. — Когда Ющенко шел на Говерлу, его заботливо прикрывали зонтиком и разгоняли тучи, чтобы он со свитой не попал под грозу. Те, кто руководит страной, пекутся не о народе, а о себе и своих детях, которые вырастают жестокими и разбалованными. А простые люди лишились всего, погибли невинные дети".

Реклама

В сельсовете Прутивки говорят, что мать трех погибших детей получила в "помощь" старые тапки и лохмотья из гуманитарки. "Они живут в скромном домике, которой теперь еще и затопило, денег у семьи нет, а чиновники кинули как кость какие-то обноски", — возмущаются селяне.

УЗНАВ О СУММЕ КОМПЕНСАЦИЙ ЗА ПОТОП, СЕЛЯНЕ ВПАЛИ В СТУПОР

Пострадавшим от потопа людям начали выплачивать первые компенсации. Как рассказали "Сегодня" во Львовском областном отделении "Ощадбанка", к обеду четверга пострадавшим от наводнения выдали 3,5 млн грн. из 5 млн, выделенных на Львовщину. И если в одних селениях люди уже получили деньги, то в других никто еще даже не составлял списки уничтоженного имущества, по которым проводятся выплаты. "Ко мне еще не пришла комиссия, так что и денег получить не могу", — негодует житель села Миртюки на Львовщине Иван Сахно.

Реклама

"Механизм выплат такой. Пострадавший обращается в сельсовет с паспортом и идентификационным номером, после чего к нему приходит комиссия из райадминистрации, которая оценивает убытки и составляет акт. Списки оправляются в Ощадбанк, где на потерпевших открывают счета, после чего они могут получить деньги", — объяснил механизм выплат начальник управления по чрезвычайным ситуациям Львовской обладминистрации Алексей Титаренко.

По его словам, за полностью разрушенный кров люди получат аванс — по 5 тыс. грн., за дом, в котором после потопа нужно делать капремонт, — 2,5 тыс. грн., за подмоченную обитель и утонувшее имущество — 1 тыс. грн.

"Что это за крохи? Та тысяча, что я получила за свой "утонувший" дом, как мертвому припарка, — нервничает Галина Дубак из села Раливка. — Все, что было в хате — техника, мебель — все надо менять. Дом надо чинить. Мне обойдется это минимум в 50 тыс. грн.".

Где-то через месяц, по словам губернатора Львовщины Николая Кмитя, придет второй транш покрупнее. Максимальная сумма, которую будут выдавать за смытое стихией жилище, по его словам, составит максимум 20-30 тыс. грн.

По 10-15 тыс. грн. заплатят, если дом сильно поврежден, но устоял.

На косметический ремонт дадут 5-8 тыс. грн.

На встрече с жителями затопленных сел Кмить признал, что пяти тысяч для ремонта затопленных хат слишком мало. Но смог лишь посоветовать... на будущее застраховать свои дома. "Мой дом в Моршине тоже подтопило, и для меня эта наука — теперь его застрахую", — посетовал на собственные хлопоты губернатор, рассчитывая видимо, на то, что от этого людям должно как-то полегчать.