Маньяк Ткач больше не признается и ждет четвертого пожизненного приговора

29 октября 2012, 10:33
Насильник и убийца утверждает, что его раньше отпускали за деньги, а отсидевшие за него еще судятся о компенсациях

Маньяк. Вместо него по вине правоохранителей заплатили свободой и жизнью семеро невиновных людей. Фото: А. Корчинский

Реклама

В деле печально знаменитого "пологовского маньяка" Сергея Ткача можно ставить точку. Все эпизоды изнасилований и убийств, которые маньяк совершал в течение 25 лет, расследованы, по большинству вынесены приговоры. Новых признаний Ткач уже не делает, и сведений, что он что-то скрывает, нет. Об этом "Сегодня" сообщил следователь-"важняк" Генпрокуратуры Анатолий Шайда.

По информации "Сегодня", маньяк уже получил три пожизненных срока заключения, и сейчас в суд направлено дело, по которому этих сроков, скорее всего, станет четыре. Первый суд рассматривал 40 эпизодов, второй — 8, третий — 6, в том числе убийство маленькой Яны Попович, за которое отсидел много лет ее родственник Яков Попович. Его арестовали еще школьником. (Остальные 5 эпизодов вменили в свое время Валерию Коршуну, полностью отбывшему срок и реабилитированному лишь посмертно.) И, наконец, четвертый приговор Ткач получит за убийство в 2004 году 17-летней Светланы Старостиной, в котором обвинили Максима Дмитренко, вышедшего на волю лишь несколько месяцев назад. Кроме того, вместо маньяка  лучшие годы своей жизни провели за решеткой Виталий Каира, Николай Демчук, а Николай Марусенко был насильно отправлен в психбольницу. Сейчас все они уже на свободе. Понятно, что потерянные годы не вернуть, но о материальной компенсации за весь пережитый кошмар говорить можно и нужно. Об этом мы беседуем с защитником всех этих ребят Ириной Деревянко.

— Мы подали в Пологовский районный суд иски о возмещении морального и материального ущерба за незаконное осуждение потерпевших, — говорит Ирина Александровна. — Ответчики: государство Украина в лице Госказначейства, прокуратура Запорожской области и УМВД области (в лице райпрокуратуры и местной милиции города Пологи). Касательно Дмитренко подали иск примерно месяц назад, рассмотрение назначено на ноябрь. Материальные претензии: частичная оплата адвокатских, то есть моих, услуг (порядка 6 тысяч гривен), около 100 тысяч гривен — невыплаченная заработная плата Максиму за время незаконного ареста и отбывания наказания (сидел он 7 лет и 6 месяцев). А в качестве компенсации морального вреда за исковерканную жизнь мы просим 2,5 млн гривен. Считаю, что суд полностью удовлетворит наши материальные претензии, так как они доказуемы. А за моральный вред, исходя из своего адвокатского опыта, думаю, присудят Максиму миллиона полтора… Но сама процедура наверняка будет весьма долгой, обычно в таких случаях Госказначейство всячески затягивает дело, требует сотни бумаг, выписок из уголовного дела и прочее.

Реклама

Да что там говорить, аналогичные дела по искам Демчука и Каиры мы слушаем уже год, в каждом гражданском деле уже по 5—6 томов. И только-только выходим на решение… Там материальные претензии примерно такие же (только адвокатские услуги — по 10 тысяч), а моральный ущерб — по 2 миллиона каждому. Думаю, что по 1 миллиону ребята получат. Каира отсидел 5 лет 3 месяца, Демчук — 4 года 6 месяцев. И есть четвертый гражданский иск в том же суде – от Якова Поповича, просидевшего вместо маньяка 8 лет и 3 месяца. Мы запросили 3 млн компенсации за моральный ущерб (так много, потому что его посадили несовершеннолетним, не дали получить образование). Материальный ущерб: 5 тысяч грн услуги адвоката и около 50 тысяч грн невыплаченная зарплата (с момента совершеннолетия).

Касательно Марусенко: чтобы заявить иск, надо согласие опекуна, его брата Виктора. Дело в том, что Николай — душевнобольной, его ведь в свое время усилиями "доблестных" правоохранителей определили пожизненно в психбольницу. Лишь когда выяснили, что он не совершал преступления, выпустили. И там надо заплатить небольшую госпошлину, а также оплатить мне хотя бы бензин (за работу я денег с них не беру). Но это пока я согласовать не могу.

ОСУДИЛИ УСЛОВНО. По словам адвоката, кроме гражданских исков, в суде Марганца (не в Пологах, чтобы исключить предвзятость) слушаются дела по обвинению тех правоохранителей, из-за которых молодые люди попали за решетку. Правда, по эпизоду с Виталием Каирой суд уже закончился. Бывшие полковники милиции Иван Ващенко и Игорь Стаценко, подполковник Николай Глеба приговорены к 5 годам заключения с испытательным сроком в 3 года. Они — экс-работники Запорожского областного аппарата милиции.

Реклама

Апелляция оставила приговор в силе. До момента оглашения приговора они были под стражей, выпустили их на свободу прямо в зале суда. Такой "слабый" приговор — это следствие очень человечной, мягкой позиции самого Каиры. Он на суде заявил, что ему неприятно видеть офицеров милиции за решеткой. "Я получил моральное удовлетворение, что они, побывав в тюрьме, почувствовали то, что по их вине когда-то почувствовал я, — заявил Виталий. — Но я не желаю, чтобы они отбывали реальное наказание, считаю, их можно осудить условно".

"Я ЗВЕРЬ, КАКИХ НЕТ В ПРИРОДЕ, ДАЖЕ РАССТРЕЛА МНЕ МАЛО..."

Вот что сам Сергей Ткач несколько лет назад рассказал для "Сегодня" в эксклюзивном интервью:

— Я сам сейчас осмысливаю свои деяния, преступления, которым по жестокости нет равных в мире и которые я совершал на протяжении четверти века… Я даже подсчеты не вел и не хотел быть самым большим злодеем всего мира. Что до меня, то мне даже расстрела мало, это слишком гуманно…

Сейчас знаю, что с 1985 года я находился в оперативной разработке милиции Павлограда и области по этим злодеяниям. Меня неоднократно допрашивали также сотрудники прокуратуры области, милицейские капитаны. Может, они нынче по здешним этажам ходят в звании полковников, им сейчас должно быть стыдно…  То есть меня по подозрению в тех преступлениях задерживали, но я приносил (показывает жестами деньги. — Авт.), строил такую версию, что меня отпускали тут же. Потом я уединялся, пил ночами и разговаривал со своей собакой. И снова совершал…

… Последний случай (после которого Ткача арестовали в 2005 году. — Авт.). Я хотел окончательно показать МВД, что они не умеют работать, а только водку жрать и задерживать пьяниц. Я видел, конечно, что там, на озере, кругом люди... И что меня побудило убить девочку, не знаю, просто не знаю… Я увлек ее под корягу и утопил там. Зверь, таких в природе нету, — так могу себя охарактеризовать...

СУДЯТ ОПЕРОВ

Дело по незаконному осуждению Демчука (и отправки в "психушку" Марусенко) все еще слушается судом Марганца. Там 5 подсудимых, рассказывает адвокат Ирина Деревянко. Из них 4 экс-милиционера — Л., М., Н. и П. Один — бывший первый замначальника Пологовской раймилиции по оперработе. Остальные — подчиненные ему оперативники. Пятый — следователь Пологовской райпрокуратуры П-в. На "дознании" опера сломали Демчуку ногу, причем так срослось, что держится сустав на одном сухожилии. Слушания идут третий год, сейчас процесс подходит к завершению. Милиционеры поначалу были арестованы, но через полгода им изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Правда, Л. и Н. ныне вновь арестованы за фальсификацию обвинений в адрес Якова Поповича.

Что касается самого "дела Поповича", то там еще идет следствие (расследует ГПУ), материалы в суд не поступили. Обвиняемые там те же пятеро, что и по "делу Демчука" (плюс, возможно, кто-то из областных правоохранителей, ибо Яша был несовершеннолетним). Расследуется и "дело Дмитренко", но там лишь начальная стадия, и возбуждено пока оно по факту незаконного ареста и осуждения Максима. Кого обвинят конкретно, решит следствие ГПУ, но можно предположить, что и там под суд пойдут все те же пятеро.

А вот судей, которые поддержали "выбитые" признания и отправили за решетку невиновных, пока к ответственности не привлекли. Правда, в ГПУ считают, что в этом плане еще все впереди…

Читайте сегодня на нашем сайте продолжении истории: Как милиция заставляла невиновных признаваться в убийствах, совершенных пологовским маньяком